Юрий Рудис (c)
СЕРП И СКИПЕТР.


Итак у гимна будет старая музыка и опять новые слова, которых из песни, как говорится, не выкинешь. По итогам опросов 50-70% населения одобряют такой вариант. Я же согласен с Виктором Астафьевым, считающим эту песню тупой и остаюсь, таким образом, в меньшинстве. Вообще говоря, повторюсь, хорошо помню, что во времена застоя отношение к гимну было совершенно безразличным, и если поверить опросам, то остается только гадать, что нужно было сделать с людьми, что бы они так переменили свое к нему отношение. Хотя, последние сто лет, любой глава Государства Российского, стоило ему задержаться у кормила больше чем на пять лет, успевал достичь таких вершин некомпетентности, что его уход воспринимался чуть ли не со всенародным облегчением и обрушивал на преемника тяжкий груз нереализованных надежд и несбыточных желаний.

Так и теперь, кажется, что уж хуже политика, чем Ельцин, просто быть не может, этим, отчасти, и объясняется прилив всенародной приязни к Путину, трактуемый многими, как нечто само собой разумеющееся и непреходящее. Однако не стоит забывать, что это те же самые люди, которые не уставали нам объяснять, что Ельцин находится в отличной форме, а если и имеет место недомогание, то оно никак не сказывается на его способности управлять государством. Но, аванс есть аванс. Его, по определению, еще предстоит отработать. Но это - отдельная тема.

Спикер Селезнев вдруг вспомнил про пожилых людей, которым больно будет не слышать знакомой мелодии. Что касается коммунистов, то мне кажется, им еще больней будет слышать знакомую мелодию с другими словами. А остальных, подозреваю, что величину их боли по поводу музыки Александрова Селезнев сильно преувеличил, можно было бы утешить гораздо более действенным образом, поделившись, например, деньгами, выделяемыми на содержание депутатов, с пенсионерами.

Согласию в обществе такой гимн вряд ли сослужит хорошую службу. Пока что наблюдается обратное явление - реанимировались старинные борцы за счастье народное и борцы с этими борцами. Но споры между ними, столь интересные каких-то десять лет назад, сейчас выглядят как наглая иммитация политической жизни. Что касается ссылок на традиции, то в истории России можно найти традиции на любой, даже самый экстравагантный, вкус. И на все эти традиции гимнов не напасешься.

В Германии оказывается остался прежний гимн - Дойчланд, Дойчланд, юбер аллес. Наверно слова там тоже привели в соответствие с новыми реалиями. Но цепочки ассоциаций бывают прочней якорных цепей. И при звуках знакомой мелодии вспомнится скорее разборка просвещенной Германии с темной Югославией, или, в лучшем случае внешний долг России.

Для создания соответствующего настроения юбер аллеса вполне достаточно, до сравнительного анализа текстов дело не доходит. Таким образом, на мой взгляд, вся история с гимном свидетельствует о том, что власть перед лицом такого, в общем-то, второстепенного вопроса, не нашла ни свежих решений, ни сильных ходов. Что, конечно, никакого энтузиазма не вызывает.

Спасибо за внимание.

12 декабря 2000 г.