Вечерний Гондольер
Юрий Рудис (c)
Независимое телевидение при Иване Грозном.


Страна у нас, конечно, дикая. Но есть и в ней островки благочиния, оазисы мира и спокойствия, откуда на все стороны изливается немеркнущий свет цивилизации и прогресса. Я, естественно, Кремль имею в виду. Какие разительные перемены произошли с его обитателями за последние четыреста лет! Прямо в голове не укладывается. Что, вообще-то, понять можно, ведь черепная коробка у серийного гомо сапиенса довольно небольшая и по точным исследованиям антропологической науки примерно соответствует средней величины арбузу. А перемены, повторяю. огромные. Ага.

Ну, вот, к примеру, попал в 1572 году опричник Васька Грязной в плен к татарам. И написал письмо царю Ивану Васильевичу Грозному, в котором просил, буквально умолял, что б его, Ваську Грязного выкупили, или обменяли на татарского князя Дивея. На что царь ему ответил двумя письмами

1. Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было как при охотничьей поездке спать: ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: "Пора домой!" Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве

2. Ты объявил себя великим человеком,- так ведь это за грехи мои случилось (и нам это как утаить?), что князья и бояре наши и отца нашего стали нам изменять, и мы вас, холопов, приближали, желая от вас службы; и правды. А вспомнил бы ты свое и отца своего величие в Алексине - такие там в станицах езжали, а ты в станице у Пенинского был чуть ли не в охотниках с собаками, а предки твои у ростовских архиепископов служили. И мы не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И ради приближенья твоего тысячи две рублей дадим, а до сих пор такие и по пятьдесят рублей бывали; а ста тысяч выкупа ни за кого, кроме государей, не берут и не дают такого выкупа ни за кого, кроме государей. А если б ты объявил себя маленьким человеком,- за тебя бы в обмен Дивея не просили. Про Дивея хотя, царь и говорит, что он человек маленький, да не хочет взять за тебя ста тысяч рублей вместо Дивея: Дивей ему ста тысяч рублей дороже; за сына Дивеева он дочь свою выдал; а нагайский князь и мурзы все ему братья; у Дивея своих таких полно было, как ты, Вася. Кроме как на князя Семена Пункова не на кого было менять Дивея; разве что, если бы надо было доставать князя Михаила Васильевича Глинского, можно было его выменять; а в нынешнее время некого на Дивея менять. Тебе, выйдя из плена, столько не привести татар и не захватить, сколько Дивей христиан пленит. И тебя ведь на Дивея выменять не на пользу христианству - во вред христианству: ты один свободен будешь да, приехав, лежать станешь из-за своего увечия, а Дивей, приехав, станет воевать, да несколько сот христиан получше тебя пленит. Какая в том будет польза?

Если ты обещал не по себе и ценил себя выше меры, как же можно столько дать? Мерять такой неправильной мерой - значит не пособить христианству, а разорить христианство. А если будет мена или выкуп по твоей мере, и мы тебя тогда пожалуем. Если же из гордости ты станешь против христианства, то Христос тебе противник!

То есть, прикалывается царь Иван Васильевич Грозный над своим сподвижником по черному. Так, что уже не просто за державу обидно, а чисто неловко за самодержца и шутки его дурацкие. Что значит - попал на трон, не пройдя все положенные ступеньки на служебной лестнице, никакой взаимовыручки и чувства локтя. И пришлось Грязному еще три года париться в Швей...пардон, в Крыму, пока не выкупили его за плату, настолько символическую, что размер ее выпал из анналов истории.

А нынче - не то. Попался Пал Палыч Бородин в лапы заокеанских партнеров, тоже ведь мог его упрекнуть президент так надо было, Пал Палыч, без пути средь Соединенных Штатов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было как при охотничьей поездке спать: ты думал, что в окольные места приехал с Черномырдиным за медвежатами, а америкосы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Вашингтоне можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем?

Но ничего подобного мы и близко не услышали. Вообще, ничего не услышали и, думаю, не услышим. Отсчитали, сурово, по-мужски, Путин с Лукашенко три миллиона казенных долларов и никто лишних вопросов не задаст, будьте уверенны. Вот оно - истинное - За Богом молитва, а за царем служба не пропадет, то есть разница налицо.

Да спросите у самого оголтелого защитника НТВ, упокой, господи, его душу грешную, да хоть у Новодворской - Было ли при Иване Грозном независимое телевидение? Ответ, надеюсь, ясен.

А при Путине было!!! Да, целый год и даже с хвостиком.

А что оно накрылось, так это Карл Маркс виноват со своим тоталитарным учением. То есть президент столько говорил о свободе слова и о том как он его гарантирует, что остальные могут теперь заткнуться, что есть наглядное проявление закона перехода количества в качество.

И вот, кстати, очень хочется извиниться перед Павловским Глебом Олеговичем. Долго, очень долго я не верил, что найдутся в Кремле люди способные всерьез воспринимать рекомендации этого мученика политологии. Но, в свете последних, событий отчетливо вижу - такие люди нашлись. Простите, Глеб Олегович. И еще хочу поблагодарить Вас от лица виртуальных изданий, потому что без НТВ, как оказалось, по телевизору смотреть нечего и теперь народ повернется наконец лицом к Интернету.

Что касается остальных, не столь приближенных к властному Олимпу, индивидумов, то им посоветую приготовиться к веселым временам. Как обустроили НТВ вы можете наблюдать сейчас, а уж Россию нынешняя власть сможет обустроить не хуже. Одна радость - Дерибаску женили и от этого может быть, когда-нибудь, выведется совершенно новая порода людей.

Так что, как говорят японские конокрады - Банзай.

Высказаться?