Вечерний Гондольер
Дмитрий Власов (c)
Золотой миллиард (пьеса для антракта).


2102 год. Станция на околоземной орбите. Большое помещение, заполненное по периметру лампочками и дисплеями. В центре полукругом расставлены кресла, в которых сидят люди, человек пятнадцать. Одно кресло вынесено на середину. Человек, развалившийся в нем, читает монотонным голосом из нового завета:

Американец. …но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд, и продолжалась не малая буря, то наконец исчезла всякая надежда к нашему спасению… Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль… Мистер Смит! Мистер Смит! Как вам не стыдно - вы опять спите! Видно, это туманы в вашей генетической памяти так на вас действуют.

Англичанин (просыпается). А? Что? Самолеты королевских ВВС к выполнению задания готовы!

Американец. Мистер Морита, а вы, по глазам вижу, сегодня крайне невнимательны. У вас одни микросхемы на уме, а сейчас о душе надо думать.

Японец. Я извиняюсь, это вы мне говорите? Простите, но наша культура была, по крайней мере, раза в четыре старше вашей! Вспомните сады камней, чайные церемонии, самурайский кодекс чести. У вас же были только резиновый микки-маус и тупой ковбой верхом на лошади. Довольно нашей пресловутой восточной вежливости! Пора и правду сказать!

Француженка. Когда же вы, американцы, перестанете нами командовать? Из-за вас ведь всё и случилось сто лет назад. На вашем месте я бы каялась с утра до вечера, а не читала проповеди другим народам.

Американец (примирительно). Ну, полно, полно. Все были виноваты. Какой смысл во всем винить мой народ? Мы ведь теперь все вместе, в одной лодке, деваться нам некуда. Мы всё, что осталось от так называемого "золотого миллиарда" жителей самых развитых и просвещенных стран мира. Земля будет непригодна для жизни еще лет пятьсот, вы сами знаете. Если мы станем ссориться, то рано или поздно передеремся, и начнется четвертая мировая война. Этого нельзя допустить!

Русский. Вот вы теперь как заговорили, дяденька Сэм! А ведь мы тогда всех предупреждали, что будет мировая война. Вас, янки, в первую очередь. Объясняли же!

Американец. Значит, плохо объясняли, Иван Сергеевич! Не убедительно…

Русский. А кто нас, русских, когда слушал? Впрочем, когда танков у нас было больше, чем воблы, - тогда слушали.

Намибиец (неожиданно появившись откуда-то сбоку). Мы тоже были против вторжения на Балканы! Войне - нет! Миру - да!

Русский. А ты как сюда попал?! Ну ладно, сиди уж.

Немец. Вот и не трогали бы вы, Иван Сергеевич, свои танки. Масла захотелось вместо пушек! В результате не стало у вас ни пушек, ни масла. А мы бы вам всё в конце концов сами дали, у нас барахла всякого девать было некуда. Когда вы всех пугали, было страшно, и поэтому глупостей никто не делал. Был, так сказать, паритет…

Русский. Да вы же сами нас просили танки похерить! Какого хрена понадобилось вам рушить стену? Мешала она вам шибко? Как всегда, территорий не хватало? Кто первый, скажите, поступился принципами нерушимости европейских границ? И мы-то поймались на удочку. Надоело нам, видите ли, быть пугалом, западом стать захотелось. Вы же всё время в нас пальцем тыкали, медведями нас обзывали! Я что, по-вашему, на медведя похож? Да не больше, чем швед какой-нибудь.

Швед. Прошу не оскорблять нашу маленькую нацию! Я и моя жена - единственные представители северных народов Европы. Американцев - семь пар, русских - шесть! Даже ирландцев - четверо!

Чех (отодвигается от русского). Я тоже - народ маленький, и предпочел бы держаться от восточного соседа подальше. Танков у него, правда, теперь нет, но кулачищи - будь здоров!

Итальянец. Эти американцы и русские - две стороны одной медали, от них все беды. Вот возьмите, к примеру, нас. Воевать мы никогда не умели и не хотели, с соседями жили дружно. Пели песни, возили этих мерзавцев на гондолах по прекрасной Венеции. А они в это время вынашивали свои амбициозные планы. Подавай им, да побыстрее, подтверждение статуса великой державы! Едим теперь вместо спагетти с соусами разную химическую дрянь. Даже вино пока синтезировать не научились.

Испанец. А мы, если помните, сто лет из-за Пиренеев носа не показывали! Кому мы, кроме наших быков, чего плохого сделали? Нас-то за что вы, великие, от земли оторвали и заставили мотаться по земной орбите?

Американец. Вы на нас наезжаете, а если бы мы вместе с русскими не построили в последний момент эту станцию, когда поняли, что всем пиз…извините за невольный русоизм, конец, вы бы сейчас были знаете где? Вот Иван Сергеевич знает…

Русский. Где, где… Известно где…

Венгр. А я догадался! Я хорошо владею русским языком, знаю его устойчивые обороты…

Француженка (кокетливо). Языком я тоже владею хорошо.

Англичанин (с презрением). У французов одно на уме!

Француженка (вспылив). А вы, мистер, Смит, - просто болван! Вы, англичане, все свои фирмы распродали, а мы до самого конца сохраняли экономическую независимость! И мы никогда не соглашались ни с американцами, ни с русскими, всегда имели свое мнение! И уровень жизни у нас был выше. И климат лучше. И…

Англичанин (перебивает). Ваш Наполеон - коротышка и неудачник! Наш адмирал Нельсон и с одной рукой заткнул его за пояс! И Париж вы германцу сдали в предпоследнюю войну, обделались, как малые дети! Так что, мадемуазель Ардан, как ни крути, всё равно - один - ноль в пользу Великобритании.

Швейцарец. Друзья, опомнитесь! Ну зачем нам эти придирки и оскорбления на почве различия национальностей! У нас, например, никогда не было этнической розни. Давайте жить в согласии!

Немец. Это потому что вас было мало и вам на всех и всё было наплевать, кроме ваших банков и вечных часов.

Швейцарец (гордо показывает часы на руке). Мой прадед вынес их из огня сто лет назад, и они до сих пор ходят.

Немец. Ну, ну. Не забывайте, что вы и не нация вовсе, а непонятно что. Искусственное образование у границ крупных держав. Сидели там у себя в горах, из ружей по воробьям стреляли, пока великий немецкий народ вершил историю. Нас всё время сжимали то с запада, то с востока, а мы всегда возрождались из пепла. Потому что мы всегда и работали, и воевали лучше всех.

Японец. Однако, фотоаппарат-то у вас японский. Мы тоже кое-что умели делать.

Русский. (обращаясь к немцу) Хм… Воевать вы, конечно, умели, но почему-то вас всегда били. Как вы справедливо заметили, и на западе, и на востоке.

Грузин. Так, понятно. Людвиг по Гитлеру затосковал. О великом реванше мечтает. Только боюсь, немного поздновато.

Немец. Да что вы нас постоянно Гитлером попрекаете?! Вы вспомните-ка лучше про вашего "отца народов"! А у нас, между прочим, Бетховен был, Бах, Гете, Кант. Карл Маркс, наконец…

Грузин. А у нас - Руставели!

Латвиец. А у нас - Райнис!

Американец. У нас - Хемингуэй!

Русский. А у нас одних Толстых - трое!

Англичанин. Битлы! Этого вам достаточно?

Шотландец. А у нас - Роберт Бернс! Кто сказал - господин англичанин?! Я - шотландец! Специально же юбку надел, чтоб не путали. Запомните раз и навсегда - шотландец!!!

Еврей. А мне вы чрезвычайно надоели, господа. Пойду-ка я спать. Ясно же, что все, кого вы перечислили, на самом деле были евреями. Спокойной ночи.

Чех. Уважаемый, раз уж мимо проходить будете, не могли бы вы пару бутылочек пива подать? Если не затруднит, конечно…

Голландец. Правильно! Давайте попьем пивка, марихуанки покурим, а вечером к девочкам пойдем. Как вместе собираемся, только и разговоров о том, кто кого круче - сколько можно?! Мы тоже телевизоры не самые плохие делали. И господь с ними… Я, мужики, вот что вам расскажу - вчера такую таиландочку в нижнем отсеке подцепил… А вы можете заткнуть уши, мадмуазель Ардан!

Все соглашаются с тем, что пора немного отдохнуть и разрядить обстановку, открывают синтезированное пиво, закусывают искусственными чипсами, закуривают. Налицо полная потеря бдительности.

Неожиданно кто-то из еще не выступавших воровато оглядывается на русского и американца, затем берет с колен книгу и с силой ударяет ею соседа по голове со словами "мы так и не успели с вами посчитаться на Земле!". Русский тут же ввязывается в драку с криком "нашего брата по крови бьют!". Американец не спеша подходит к дерущимся и на всякий случай по очереди бьет каждого. Другие тоже не остаются в стороне, и через несколько секунд все радостно мутузят друг друга.

Немец (отбиваясь от англичанина). Прошу обратить внимание и запомнить, что не только третью, но и четвертую мировую войну начали не мы!

Поляк (обижено). А по глазу вы мне всё же заехали! И русский на ухо наступил! За что?

Входят десятка три китайцев, индусов и арабов. Молча и деловито они растаскивают всех по углам.

Китаец. Что, позолоченные, опять повоевать захотели? Ничего не выйдет! Теперь мы здесь главные. Как вы относитесь к демократии большинства, мистер Сэм?

Американец (отряхивается и виновато разводит руками, но сохраняет достоинство. Обращается к представителям "золотого миллиарда"). Что ж, ладно. О-кей. Их в два раза больше чем нас, вместе взятых. Нам с ними не сладить. Четвертая мировая война, как я понимаю, окончена. Жертв и разрушений нет.

Занавес

апрель 1999

Высказаться?