Никодим Карнаухов

ЛОСОСЬ

ПАВЕЛ: Это неизлечимо?

ДОКТОР ГАНИЧ: Да брось! Не болен ты. Кончишь - финиш!.. А в остальном - огурчик. (Наливает в станкан снотворное.) Пей! Отоспись. Завтра жизнь начнется: хорошая, большая.

Павел пьет. ЗТМ.

ДЕЙСТВИЕ 2

Телестудия. Три года спустя.

АННА МАРТОВА (под аплодисменты): Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие телезрители! Как всегда по вторникам, в прямом эфире программа "С нами - гений", а с вами в студии - ведущая Анна Мартова. Как часто природа, подобно строгому педагогу, ставит перед человеком, своим нерадивым учеником, невероятно сложные задачи. Как много ее тайн до сих пор не разгадано! А что делать, если эта тайна - ты сам? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос. Итак, встречайте! Гость нашей программы - человек-лосось Павел Хромин!!

Аплодисменты, выходит Павел.

АННА МАРТОВА: Здравствуйте, Павел!

ПАВЕЛ: Добрый вечер!

АННА МАРТОВА: И сразу первый вопрос: перед эфиром я поинтересовалась, можно ли представить вас зрителям именно так - человек-лосось, и вы согласились. Человек-лосось - не обидно?

ПАВЕЛ (с отработанной усмешкой): Ну, Павел Хромин, конечно лучше... (смешок на фонограмме) Нет, не обидно. Понимаете, мне улыбнулась природа, и я стоял перед выбором: принять ее улыбку и жить или не принять и умереть. Возможно, я кого-то удивлю, но я выбрал первое (смешок, аплодисменты).

АННА МАРТОВА: Павел, а тяжело было осознать свою... уникальность?

ПАВЕЛ: Я... не осознал. Посмотрите на меня, я такой же, как все, и внимание к моей персоне, поверьте, мне кажется сильно преувеличенным (аплодисменты).

АННА МАРТОВА: Приятно, когда уникальность сочетается в человеке со скромностью. А если серьезно?

ПАВЕЛ: Если серьезно, сказать себе "ты - лосось, парень" было очень трудно. Трудно, но необходимо. Я повторюсь, я принял улыбку природы как данность, и нисколько об этом не жалею. И хочу пожелать всем, кто чувствует в себе какую-то необычность: скажите о ней вслух. Сначала себе, потом людям. Не бойтесь признаться. Поверьте, люди поймут вас, протянут руку помощи и вы увидите, как мир снова засверкает яркими красками (аплодисменты).

АННА МАРТОВА (обращается к залу, приглушается свет, звучит лирическая музыка, во время рассказа на экране меняются слайды): И все же, дорога Павла к самому себе была очень непроста. Тридцать один год назад в городе Хатске, в семье Василия и Зинаиды Хроминых родился первенец. Сына назвали Павлик, в честь отца Василия Павловича. Паша рос очень послушным и спокойным мальчиком. "Он редко плакал по ночам", вспоминает Зинаида Андреевна. Семи лет пошел в первый класс девятнадцатой Хатской средней школы. Хорошо рисовал, пел в школьном хоре. Успешно закончив школу, поступил в Зеленопольский институт инженеров холодильного оборудования. Ничто не предвещало беды, когда на четвертом курсе Павел познакомился с очаровательной сокурсницей Наташей Лаптевой. Молодые люди встречались несколько месяцев и, почувствовав серьезную духовную близость, решили перейти к близости физической. Разочарование, постигшее их, было жестоким. "Я очень испугалась", вспоминает Наташа. "С Павликом вдруг стало что-то происходить, он держал меня в объятиях, а сам покрылся пятнами, очень сильно вспотел. Я в тот момент гладила его по голове, и в моей руке осталась прядь его волос. Я закричала, с трудом вырвалась и убежала. Это был настоящий шок, ведь тогда я не могла знать, что Паша - не такой, как все". Девушка не стала никому рассказывать о случившемся, она просто не знала, что сказать. Павел вернулся в Хатск. "Я хотел уйти из жизни, но, слава Богу, передумал", говорит он. А через четыре года история повторилась уже с другой Наташей - Мулевич. И снова Павел нашел в себе силы жить. Он уехал из Хатска в Новопечорск. Через некоторое время он встретил Иру...

Прекращается музыка, снова яркий свет, аплодисменты.

АННА МАРТОВА: Мы остановились в шаге от вашей новой истории, Павел. Знаете, кого мы попросим продолжить?

ПАВЕЛ (похоже, с непритворным удивлением): Боже мой... Не может быть... Как?..

АННА МАРТОВА: Да, Павел, мы нашли ее! Я приглашаю в студию Ирину Кононенко!

Входит Ирина, Павел подходит к ней, под аплодисменты обнимаются, держат друг друга за руки, снова обнимаются и целуются. Ирина садится на гостевую скамью, Павел возвращается в свое кресло. С Ириной работали профессионалы. Полное ощущение, что для нее эта встреча - сюрприз. Во время беседы Ирина ведет себя соответствующе - дрожь в голосе, платочек, слезинка в уголке глаза, комок в горле.

АННА МАРТОВА: Здравствуйте, Ира!

ИРИНА: Здравствуйте.

АННА МАРТОВА: Я понимаю ваше волнение (Ирине приносят воду).

ИРИНА: Все это так неожиданно...

АННА МАРТОВА: Ирина, я знаю, как нелегко вам сейчас, и все-таки, постарайтесь припомнить события того вечера, когда вам с Павлом пришлось расстаться...

ИРИНА: Да... я... попробую... Это произошло в конце июня... двадцать... шестого числа, три года назад. К этому моменту мы уже встречались с Пашей десять месяцев. Он был очень... заботлив... внимателен... Всегда провожал меня... домой... А в тот вечер пригласил меня... к себе в общежитие. И я... я... согласилась... Мы... поцеловались... Вдруг Паша... весь позеленел... очень сильно вспотел... как-то судорожно вцепился в меня... У него стало такое... странное лицо... Мне стало очень страшно (делает глоток). Я закричала и убежала... Паша, извини... я... я... (Павел вскакивает с кресла, обнимает Ирину. Бурные аплодисменты. Павел усаживает Ирину на скамью, возвращается в кресло.)

АННА МАРТОВА: Спасибо, Ирина. А между тем, своим бегством вы спасли Павлу жизнь.

ИРИНА: Я н-не понимаю, как это?

АННА МАРТОВА (проникновенно, в камеру, зрителям, под негромкую лирическую музыку): Соединись Ирина с Павлом в тот вечер, мы с вами так бы никогда и не узнали о том, что среди нас живет человек-лосось. Потому что необычность Павла состоит в том, что природой ему дано право только на одну любовь. В тот третий вечер, также как в первый и во второй, нашего героя спасло только чудо. Павел умер бы сразу после эякуляции. Он мог так и не постичь своей сущности.

ПАВЕЛ (Анне): Вы разрешите?

АННА МАРТОВА: Да, Павел, пожалуйста.

ПАВЕЛ: Пользуясь случаем, я хотел бы сказать большое спасибо Наташе Лаптевой, Наташе Мулевич и, конечно, Ирине за то, что, пусть невольно, они для меня сделали. Во многом благодаря этим женщинам, я сейчас сижу в этой студии (аплодисменты, Павел подходит к Ирине, целует ей руки).

АННА МАРТОВА (зрителям): Итак, Ирина убежала. Когда страх гнал ее по пустынным ночным улицам Новопечорска, мимо проезжал милицейский патруль. (Павлу) Павел, мы приготовили для вас еще один сюрприз. Встречайте, у нас в гостях - старший лейтенант милиции Виктор Бойко.

Аплодисменты, в студию входит старший лейтенант Бойко в форме, к нему подходит Павел: объятия с похлопываниями. Павел возвращается на место. Милиционер здоровается с Ириной, садится на гостевую скамью. В его репликах ощущается невысказанное "бля".

АННА МАРТОВА: Добрый вечер, Виктор.

ВИКТОР БОЙКО: Здрасьте!

АННА МАРТОВА: Виктор, три года назад, теплым июньским вечером вы патрулировали седьмой микрорайон Новопечорска. Что привлекло ваше внимание?

ВИКТОР БОЙКО: Да... Мы работали по поддержанию... общественного порядка... В двадцать три двадцать семь сержант Кунин увидел... вот (показывает на Ирину)... девушку... Она бежала... Ну, была очень... расстроена... Плакала... Я приказал машину остановить. Вышли. Опросил. Вот... девушка показала вот... на героя... Ну, мы по адресу подъехали... пришлось... задержать до выяснения... Там разобрались... Не криминал... Отвезли в больницу... Ну, и девушку вот... доставили... домой...

АННА МАРТОВА: Каким вы увидели Павла?

ВИКТОР БОЙКО: Ну, плохой был... Сейчас - не узнать... Другой...

АННА МАРТОВА: Этот день, двадцать шестого июня, Павел считает своим вторым днем рождения. Виктор, кому вы передали задержанного?

ВИКТОР БОЙКО: Доктору... Ганичу Юре...

АННА МАРТОВА: И я приглашаю в студию профессора Юрия Сергеевича Ганича!

Аплодисменты. В студию входит доктор Ганич. Павел подходит к нему, обнимаются, целуются, аплодисменты не смолкают. Когда радость от встречи после долгой разлуки полностью выражена, Павел возвращается в свое кресло, Ганич отправляется на гостевую скамью.