Как и всякое живое существо, мешок, оказавшись в замкнутом пространстве, начинает суетиться. Ему нет нужды, что клетка просторна и светла. Как бы ласково не принимала его неволя, мешок тут же принимается судорожно искать выход.
(Разумеется, вы прекрасно понимаете, что я говорю только о полных мешках.)
Изловить мешка нетрудно. Tрудно его приручить.
Клетка для мешка устраивается так: в круглой комнате проделывается бесконечное число дверей, желательно одинаковых по размеру и форме. Впрочем, если все двери разные -- это тоже не беда. Даже самый несмышлёный мешок рано или поздно понимает, что на самом деле, даже кажущиеся разными двери в известном смысле одинаковы.
За каждой дверью естествоиспытатель сажает по иголочке. Как только мешок догадывается, что двери созданы для того, чтобы их открывать...
(все мешки осознают это примерно к шестому году жизни)
... так вот, как только мешок понимает, для чего существуют в мире двери, он немедленно на них накидывается и начинает их открывать, одну за другой.
Иголочки же тем временем вполголоса бранятся с соседками и бeспокойно ёрзают, каждая за своей дверью: им и боязно, что дверь вот-вот распахнётся, и хочется, и не терпится поскорей уколоть, уколоть.
Заурядный естествоиспытатель просто снабжает все двери замками (или наоборот, держит их все подряд открытыми) и делает выводы об умственном развитии мешка, егo душевном здравии и т.д.
Но по-настоящему одарённый учёный поступает совсем не так.
Настоящий естествоиспытатель ни за что не позволит мешку даже предположить! что с повадками дверей могут быть связаны какие бы то ни было закономерности.
Напротив! настоящий пытливый ум...
(да! подлинный пионэр науки)
... сделает открываемость дверей совершенно случайным фактором, никак не предсказуемым, рационально не объяснимым и, главное! независящим от усилий мешка.
Вот тогда начинается потеха.
Тяжело дыша и всё больше потея, мешок мечется от двери к двери...
(ещё не поняв (в силу своей природной тупости (не преодолимой до конца никакой дрессировкой)), что количество дверей -- бесконечно (и что все они (в конечном счёте) -- одинаковы (подавляющее большинство мешков так и не осознают этой простой истины до самого конца своей (заслуженно короткой) жизни)))
Разумеется, далеко не всякий раз мешку удаётся открыть дверь -- об этом, как уже говорилось, позаботился талантливый учёный...
(князь мира сего, или, как сказали бы в старое время -- вдохновитель и организатор всех наших побед)
... но ничтоже сумняшеся, мешок после каждой неудачи вновь устремляется в бой.
А тем временем иголочки, предусмотрительно устанoвленные за каждой дверью, легонько покалывают мешок, всякий раз выпуская из него немного содержимого...
... пока, наконец (в силу бесконечности множества дверей и неукротимости самого мешка), он не превращается из полного в пустого.
И тогда учёный-естествоиспытатель, в своём бесконечном милосердии, входит в клетку, берёт ставший слабым и ручным мешок, выносит его через первую попавшуюся дверь и несёт к себе в лабораторию,
где с примирившимся, пустым мешком делают новые,
неизреченные опыты.
Ссылки:
|