Вечерний Гондольер | Библиотека


Александр Попов


Симулякр

Есть такая игра, называется “Балда”.

Выбирают играющего, он выходит из комнаты, а оставшиеся задумывают слово.

Потом играющий задает вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет”.

Есть утверждение, что при разумной тактике играющий менее чем за двадцать шагов слово отгадывает.

Предложена следующая модификация. Загадывающие договариваются, что никакого слова они загадывать не будут, но играющий этого знать не будет. Главное, чтобы их ответы не противоречили данным ранее. За этим они строго следят. Оказалось, что в результате играющий все равно “отгадывает” слово, которое не загадывали!

Великая сила редукции!

Видимо, это и есть “симулякр”.

 

Я подношу руку к зажженной спичке. Ой-кыыы, вскрикиваю я. Мой детский ум впитал это якутское восклицание при боли. Я знаю еще десяток якутских слов, но ими не пользуюсь, а вскрикиваю от боли по-якутски. Радистка Кэт кричала при родах: “Мамочка!”, а может быть, материлась по-русски. Что же было в Начале? Сам этот вопрос из нашего вербального мира, мира слов, мира, где есть “начало”, где есть “до” и “после”.

Может, стоит предположить, что “на самом деле” нет ни “начала”, ни “конца”: Может быть, Слово сделало мир рождения и смерти. И только в этом смысле “в начале было Слово”. Да и здесь удивительная загвоздка: “было”, а потом его не стало? А потом Слово стало “словом”, “симулякром”?

 

Почему мне интересен мой мир, который плохо ухватывается словами? Я имею в виду мир моих чувств, ощущений, фантазий, снов, измененных состояний: Наверное, потому что я интуитивно (и вполне рационально) понял, что “слова врут”. По-моему, занятие поэзией - это безнадежное предприятие по выражению Невыразимого словами. Попробуйте объяснить словами, что такое “зеленый”, слепому от рождения? Или вкус авокадо мне, ни разу его не пробовавшему? Мир слов такой маленький-маленький: Но очень навязчивый, властолюбивый, жестокий, самонадеянный, самовлюбленный, короче, совсем не симпатишный: Мир слов - это жестокая диктатура. Но и при самой жесточайшей диктатуре в человечках трепещется нечто, словами не ухватываемое. Но как только человечку кажется, что он ухватил, как только нечто выражено словами, как ему кажется, этому Нечто амбец, зачастую вместе с самим человечком. Если ты говоришь о Дао, ты не ведаешь Дао. Если ты ведаешь Дао, ты не говоришь о Дао. Однако, поведавший это, Дао не ведает, а поэтому врет. И это - симулякр!

 

Моя сестра Галина прошла четыре сессии холотропного дыхания. Она благополучно регрессировала до перинатального периода; “пережила” свое рождение; потом ее проволокли на телеге по мостовой и ее голова билась о камни; потом ее сожгли на костре и в миг, когда ее мучения достигли апогея и душа отрывалась от тела, она испустила такой душераздирающий вопль, что наблюдавшие сие были в ужасе; потом она превратилась в некое существо, которое она не могла опознать, но она точно знала, как попасть в это существо, надо продеть ноги через сцепленные руки, при этом она издавала явно артикулированные звуки, но это не было человеческой речью, а больше напоминало “язык” дельфинов.

 На этом ее исследовательский пыл остыл. Да, все это есть в моем сознании, но зачем мне это? На этот ее вопрос у меня был только один ответ: “Но это же интересно!”

Тем не менее, после этих испытаний, мы о некоторых вещах говорим, как люди имевшие “опыт”. Т.е. если я ел авокадо на Канарах и она ела авокадо на Канарах, мы можем это обсудить. Человек, испытавший оргазм, и человек, испытавший религиозный экстаз, и человек, испытавший творческий взрыв, все эти человеки, возможно, могут общаться с “коллегами” по своим испытаниям при помощи метафор, т.е. слов- “меток”. Но они бессильны передать словами испытанное тем, кто не испытывал это. А если некто это испытывал, то зачем ему рассказывать про это, он это и так “знает”. И это симулякр!

 

Я поворачиваю голову направо и мой взгляд упирается в книжки. Их тысячи. В книжках слова. Их десятки и сотни тысяч в каждой. Т.е. только в моей библиотеке миллионы слов.

Возможно, этих “окаменевших” слов сейчас наберется 1024, триллион триллионов: Каждые полгода человечество удваивает количество информации: Собственно “слова” давно уступают место цифири: 90% всей “печатной продукции” - бухгалтерские и прочие финансовые документы. Но оцифрованная информация сейчас это и музыка, и видео. “Слово” умирает: Ну не умирает, а “маргинализируется”: Видимо, “слово” только этап в “эволюции”. Поэты и прочие “любители слов” - динозавры. На “Западе” они обитают в резервациях, которые называют университетами. В них любят симулякры.

 

В племени был шаман. В древних цивилизациях были жрецы. В средние века были монахи в монастырях и появились университеты. Новое время стало путать карты. Грамотность, школа, науки, книги: Но общество потребления постепенно начинает упорядочивать этот хаос: “умная” элита, верхний средний класс, в котором достаточно потребителей “плодов” элиты и производителей “эрзац” продуктов (“массовая культура”), средний класс - собственно потребители, воспроизводители этого порядка, и, наконец, маргиналы. Причем пропасть между “умной” элитой и средним классом возрастает и это системное качество “глобального мира”. И тогда такое “развитие” приведет к термитнику. И, честно говоря, я плохо представляю себе племя, в котором все шаманы. Однако, “учителя” человеков, Будда, Лао-Цзы, Христос и т.д. полагали, что либо человеки “проснутся”, “просветлятся”, “войдут в Царство Божие”, либо: все зря: а это они не допускали, исходя из: Увы, об этом не говорят, а если говорят, то врут. Но почему-то я полагаю так: человечество не “войдет в царствие Божие” поскольку оно человечество, “проснуться” может человек, а человечество и есть человечество, пока оно “спит” в словах, ОР, мифах и т.д. и т.п. Либо племя и шаман, либо шаманы без племени, а тогда и не шаманы. Наверное, симулякры.

 

Так что я ни черта не понимаю, а если что-то понимаю, то тут же быстренько редуцирую это до симулякра.

Вот поэтому, я либо пишу стихи, где я свидетельствую о песни запаха плесени, либо учу недорослей решать задачки, либо занимаюсь исследованием моего Я: И, конечно, балую себя всякими глупостями, типа футбола в телевизоре и умничанья в разговорах.

 

PS. Я пытался когда-то читать Жиля Делёза про этот самый “симулякр”, но прочитав пару страниц буркнул: к дьяволу, поди не сдохну я без этих симулякров в башке, и так  нахватал по жизни столько “тараканов”:  Но в моей башке точно завелся симулякр, когда я прочел про “чистую телесность, которая, однако, муляж, пустая форма, правдоподобно подобие:” Если “умная” элита будет плодить “симулякры”,  возделывать их и лелеять, то, похоже, скоро станет правдоподобным муляжом пустой формы, а, именно, симулякром, ну и симулякр с нею.

 

    ..^..


Высказаться?

© Александр Попов