В порядке хронологическом — первой художественной "антрепризой" в этом году была выставка, организованная И. Лазаревским и А. Филипповым; она посетила Одессу, Киев и Харьков еще в Марте — Апреле и состояла из работ участников "Союза", нескольких работ членов Московского и нескольких — Южнорусского товариществ. Выставка успех имела, но в сущности (благодаря недостаточной отзывчивости художников!) была составлена из малозначительных и давнишних холстов, причем совершенно отсутствовали произведения таких ярких выразителей современности, как Александр Бенуа, К. Сомов, Серов.
В половине Апреля несколько лиц из Тверского Общественно-Педагогического Кружка устроили первую в этом городе выставку работ не передвижников, заручившись участием нескольких петербуржцев и москвичей — Ноаковского, Петрова-Водкина, Митрохина, Зарецкого, Дриттенпрейса, Лукомского и др.
Выставке, устроенной редакциями газет "Саратовский Вестник" и "Саратовец" в Мае несмотря на обширные и убедительно составленные приглашения, не удалось привлечь даже группу местных уроженцев — плеяду московских художников Голубой Розы (если не считать по одному этюду Уткина и Павла Кузнецова), она состояла всего из нескольких десятков случайных работ среди которых оказался восхитительный Борисов Мусатов.
Зато выставка уже второй раз организуемая деятельным (впрочем не блещущим изысканностью вкуса) Екатеринодарским любителем, меценатом и жертвователем музея г. Коваленко, — отличалась количеством участников, хотя больше из числа не подающей надежд "академической" молодежи. Уже третий раз собранная в Петербурге г Белозеровым "Вологодская выставка" (устраиваемая Северным Кружком Любителей Изящных
Искусств) — была обширна, интересно составлена, имела заслуженный успех. Здесь участвовали и — Бакст, Александр Бенуа, Билибин, Гауш, Добужинский, Кардовский, Лансере, Лукомский, Остроумова-Лебедева и рядом — Богданов-Бельский, Вагнер, Лемох и т. д.
Выставка Современного Русского Искусства в Казани, устроенная местною Художественною Школою, явилась (одновременно с "областной", разросшейся в "международную’) в этом городе и во всем крае событием. Вместе с выставками работ учащихся в школах Строгановской, Штиглица, Екатеринбургской, эта выставка, состоявшая из 1000 номеров, представляла все направления, начиная с так назыв. русского "реализма" и кончая самым крайним новаторством и занимала все роскошное здание казанской "академии".
Группы были распределены по отдельным залам. В актовом — передвижники. Рядом Поленов. В том же этаже — "Весенняя Академическая". Третий этаж — "Новое Общество Художников", "Союз" и "Салон", поскольку последний дал новых художников, выделенных здесь в группу Новейшего(?) направления (странное получилось сочетание — акад. В. А. Покровский, Г. Лукомский и рядом москвич Харламов!). Первый этаж занимали местные художники — выделялся Фешин. Устроители задались целью собрать материал непременно всех (?) направлений и познакомить публику с современным состоянием всего (!) русского искусства...
Надо ли говорить, что организаторы справились с задачей успешно? Досадным представляется нам только отсутствие на выставке большинства наиболее выдающихся русских художников — Серова, Бенуа, Бакста, Рериха, Сомова, Врубеля, Головина, Добужинского. Идея прошлогодней выставки "Салон" (в Петербурге) вызвала множество подражаний в провинции. Понравилось самое название должно