Журнал Аполлон, русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы, 1909 год, номер 1. Содержание.

Журнал "Аполлон"
Номер 1, 1909 год

Содержание

 

Но что было у нас? "Культурное меньшинство", группировавшееся около "Мира Искусства", "Нового Пути" (потом "Вопросов Жизни" и "Факелов"), не воспитало массы, не создало в ней повышенных потребностей, и потому в сущности нет у нас театра, современного театра — ни театра изысканного вкуса, ни театра действий и страстей. Не завладел позицией влияния драматург. Позицией влияния завладела публика. Она сама создала себе свой театр, ве ней — столько театров, сколько разных общественных групп. И когда, таким образом, театр стал в подчинение к публике, драматург сделался прислужником своего господина. Современная драматическая литература, смотря по необходимости, — то пьесы a theseе, то психологическая жвачка, то социальные драмы, имеющие в виду пропаганду или агитацию, то комедии, рассчитанные на то, чтобы насмешить зрителя курьезными положениями действующих лиц, то исследования психопатологии в драматической форме, то такие бытовые пьесы, которые граничат с этнографией. Театр наш — такой, какой нужен улице: пестрый, безвкусный, как вывески и плакаты. И потом, есть ли что-нибудь в современном русском театре самобытного? Нет. Он весь соткан из заимствований. И этот интернационализм вовсе не есть приобщение к европейской драматургии, вовсе не устремление к всечеловечеству Это интернационализм котелка, попадающего на головы людей всего земного шара. Носят все, носим и мы. Но на головах, с еще не стертыми национально-бытовыми чертами, на типической русской голове, все- таки противен котелок. Так противны все эти русские драмы под Ибсена, Пшибышевского, Матерлинка.

И даже в горсточке самостоятельных явлений современной сцены так много изъянов; когда уж миновала пора русской жизни, создавшая Чехова, являются драматурги, пытающиеся писать приемами Чехова, не понимая, что чеховский тон неразрывно связан с общественными переживаниями 80-х и 90-х годов, что "театр настроения" для нас уже — прошлое и что созданиями этого театра мы можем любоваться лишь в исторической перспективе. Подлинного театра, нашего театра современности у нас нет!

Сделали попытку три-четыре голоса заговорить языком самобытного искусства, но они остаются пока только парадоксальными дерзаниями. Пусть произведения этих драматургов далеки от совершенства, их драмы и комедии имеют в виду "Театр, как Празднество" и "Дом Искусств", т. е. тот театр, за которым должна идти публика, а не тот, что находится у последней на откупу. Большая пропасть легла между этими "новыми" и театральной публикой.

Копия страницы журнала Аполлон. Нажмите для просмотра