Кажется, только в 1995 году удалось-таки разгадать тайну сложных отношений Натальи Николаевны Пушкиной-Гончаровой и Жоржа Дантеса. В этом году вышла в свет книга итальянской руссистки Серены Витале «Пуговица Пушкина», в основу которой положены теперь уже рассекреченные документы из архива убийцы Пушкина.
Как развивался роман между Натали и блестящим кавалергардом, мы теперь можем проследить по дням и даже часам.
Но все по порядку, иначе мы подоплеку этой трагической истории не поймем.
Наталья Николаевна родилась в 1812 году в когда-то очень богатой и незнатной семье. Но отец ее сошел с ума, а мать предалась откровенному распутству с дворовыми. Навсегда Натали запомнила, как однажды, еще девочкой, застала мать в объятьях дюжего конюха. Сцена была так откровенна и отвратительна, что Натали лишилась чувств. Эта психотравма во многом определила поведение Натали в дальнейшем. Даже объятья пылкого Пушкина не смогли, очевидно, полностью растопить лед, в который, защищаясь, она заковала свою душу. Чувственные радости долго казались ей просто постыдными.
Мать держала своих трех дочек в строгости, нередко бивала их по щекам. Единственная надежда вырваться из домашнего ада была через брак. Натали чуть не на первом своем балу обратила на себя внимание Пушкина, но поэт ухаживал почти два года, прежде чем мать дала согласие на брак с небогатым и нечиновным поэтом. Любила ли Натали будущего супруга? «В ее согласии отдать мне свою руку я могу видеть только свидетельство спокойного равнодушия ее сердца», — с горечью отмечает он.
О, как мучительно тобою счастлив я,
Когда склонясь на долгие моленья,
Ты предаешься мне, нежна без упоенья,
Стыдливо холодна…
Переезд из Москвы, где жили Гончаровы, в Петербург отрыл Натали новую жизнь. Она сразу стала первой красавицей, царица поменяла время своих прогулок, только чтобы встречаться с ней, а царь ежеутренне проезжал мимо ее окон и сетовал, почему у нее все время опущены шторы. Пушкин слишком любил жену, чтобы лишать ее этой блестящей жизни после стольких лет грубого произвола матери. Он был пылким влюбленным, но не всегда радивым мужем. За шесть лет брака Натали подарила ему четырех детей, и каждый раз перед родами поэт покидал дом, — быть может, из суеверного страха, боясь за жену? Но каково было ей одной в такие минуты!
Увы, Пушкин был и не слишком ей верен. До такой степени, что однажды она демонстративно покинула один из балов, не вынеся ухаживаний поэта за какой-то посредственной красоткой, а дома, когда он вернулся, закатила ему пощечину. «У моей мадонны рука тяжеленька», — забавлялся Пушкин. И изменял ей с дамами, с которыми она вынуждена была встречаться чуть ли не каждый день на балах и раутах.
С Жоржем Дантесом она встретилась в свете в 1834 году. Все знали, что он является любовником голландского посла Геккерена, но не обходит и дам. У нас принято думать, что Дантес просто «волочился» за женой поэта. Между тем, опубликованные письма показывают, что он был настолько серьезно увлечен ею, что не раз предлагал бежать. Наконец, 17 октября 1836 года Геккерен от его имени сделал Натали предложение не просто бежать с его приемным «сыном», но и стать его законной женой, перейдя в католичество.
Бежать от мужа и четырех детей…
Натали ответила категорическим отказом. Она поступила, как пушкинская Татьяна. Потому что теперь сомнений не остается: и она, в свою очередь, пылко была влюблена в Дантеса. На балах они были самой блестящей парой. Но только ведь на балах! Натали осталась верной поэту, и в трагические преддуэльные дни открыла ему всю правду. Она верна ему телом, но сердце ее принадлежит другому… Вот что убило Пушкина!
Гибель поэта Натали пережила очень бурно и болезненно, хотя он сам простил ее. С тех пор близкие заметили странную перемену в ней. Ее красота приобрела особый, возвышенный оттенок, а в поведении ее сквозили покорность судьбе и тихая мудрость…
Царь, всерьез увлеченный ею, осыпал ее благодеяниями. Когда она вторично вышла замуж за Ланского в 1844 году, то двор не оставлял ее милостями. Ходили упорные слухи, что у нее был с Николаем роман, и первая ее дочь от брака с Ланским – дочь царская…
Мы не можем судить Натали. Для современников она осталась прекраснейшей женщиной эпохи. После смерти царя на внутренней крышке его часов обнаружили ее портрет, — портрет Натальи Пушкиной-Гончаровой…