Журнал Аполлон, русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы, 1909 год, номер 1. Содержание.

Журнал "Аполлон"
Номер 1, 1909 год

Содержание

 

зались висящими так, что вся их ценность и глубина бросается в глаза при первом взгляде. Что-то станется с Новой Пинакотекой?

Тот же тайный советник Чуди немедленно показал большой интерес к только что выросшему из взаимных усилии кружка русских и немецких художников "Новому Художественному Обществу Мюнхена". Благодаря активности этого интереса, "neue Kunstler Vereinigung-Munchen" нашла серьезную поддержку с разных сторон и выступает здесь в конце ноября в галерее Бракля, откуда отправится на большое турне по Германии (об этом обществе — как-нибудь впоследствии) Одновременно началась организация иа почве большего замысла, заимствованного у парижских "Independants", но, к сожалению переведенного не на свободный немецкий язык, а на филистерский. Это — "Deutscher Kunstler-Verband", намеренный устраивать выставки без жюри. К стыду Мюнхенских художников, которые приняли участие в учредительных собраниях, прошли и внесены в устав статьи, не дающие права стать членами ни иностранцам, ни женщинам (Интересная подробность: допускаются в члены иностранцы, родным языком которых является немецкий, напр. австрийцы, швейцарцы, — но не австрийцы-славяне и не швейцарцы-французы и т. д.!). Пока это Общество находится еще в периоде внутренней организации и внутренней борьбы. Надо надеяться, что оно отбросит мелочность и добьется своей цели, как кажется уже случилось опять-таки в Берлине, где первая выставка подобного же общества, по-видимому твердо намечена. Подобные же замыслы возникают и в других немецких городах. Через рвы перекидываются мосты; здесь и там валы равняются с землею. Стены колеблются.

Найдется ли подземная сила, которая, наверное, теперь готовится к нападению на врага из-за угла, которой удастся изгнание новшеств — и временное укрепление старых стен так, чтобы по

совести можно было сказать — "все благополучно"?

Или в самом деле скоро почувствуем вольный воздух? Ясный доступ в "Kunststadt Munchen"?

Кроме международной выставки в Glaspalast'е, соединенной в этом году с Secession'ом (эта от времени до времени случающаяся встреча под одной кровлей старого и нового искусства — результат компромисса последнего с правительством), где многие смеются и немногие восхищаются большим холстом Holder'а — чуть не единственным действительно серьезным и крупным произведением этой, по обыкновению чрезмерно обильной числом картин выставки, — кроме этой выставки в помещении так называемой "Ausstellung Munchen, 1908" закрывается нынче специальная выставка восточноазиатского преимущественно Японского искусства — "Japan und Ostasien in der Kunst". Покровитель её, Баварский Принц Рупрехт, предоставил в её распоряжение лично им собранные на Востоке многие удивительные по тонкости и глубине ксилографии, живопись и т. п. Берлинские, Кёльнский музеи и очень многие частные лица приняли участие своими коллекциями, занявшими до двадцати комнат: огромное количество ксилографий, начиная от примитивов, полихромированных рукою контурных гравюр, собрание крупной и мелкой скульптуры, живопись (Китай с ХII в.), книги, художественная промышленность. Целая комната отведена ксилографии пейзажа, здесь рядом с чисто-восточным даром соединять мельчайшие детали в один общий аккорд, находятся пейзажи необыкновенной широты и отвлеченности в трактовании формы и красок, до корня подчиненных своеобразному, полному чисто художественного темперамента ритму. Как опять и опять делается многое, многое ясным в западном искусстве когда видишь эти бесконечные по разнообразию, но подчиненные и соединенные в корне общим

Копия страницы журнала Аполлон. Нажмите для просмотра